Главная » Церковь и мiр » На злобу дня » Воинствующий никонианизм
антураж МПДА как зеркало никонианской духовности
антураж МПДА как зеркало никонианской духовности

Воинствующий никонианизм

RUDN-2 - копияС благодарностью вспоминаю напутствие преподавателя предмета деловой этики из ГУ-ВШЭ: общаясь с представителями других культур, никогда не трогайте их святых! Можно не понимать или удивляться чужим традициям, но критика чужой сакральности однозначно ничего, кроме конфликта, не создаст.

Так и вышло у новоявленного «гуру» лингвистики и традиций древности Ольги Ивановны Валентиновой, профессора Российского университета дружбы народов (до 1992 года — имени Патриса Лумумбы). Возможно, с позиций письменности африканских племен, изучению которой много внимания уделяется в этом учебном заведении, что-то и показалось этой исследовательнице странным, но вот с классиками Русской литературы уважаемая Ольга Ивановна разошлась во взглядах диаметрально.

Ниже приводим сообщение сайта Московской православной духовной академии РПЦ МП о состоявшейся презентации книги профессора «”Житие протопопа Аввакума”: история русского средневекового литературного языка сквозь призму жанра жития». Следом представим иную точку зрения на труды причисленного к лику святых в Русской Православной старообрядческой Церкви мученика за веру, сожженного по приказу властей, а также независимую характеристику лектора.

Вот что писала Пресс-служба МДА в исходной заметке под заголовком «При столкновении высокого и низкого, низкое никогда не поднимается до высокого, а высокое разрушается»:

«В ходе презентации своей книги 23 февраля 2012 Ольга Ивановна поделилась со студентами причинами составления своей книги, которая заключается, в первую очередь, в недостаточном знакомстве современного студенчества с образцами древнерусского литературного творчества.

В своем труде Ольга Ивановна дает резко отрицательную оценку исследуемого текста, как с литературной, так и с духовной точки зрения. «Житие» характеризуется как произведение, прямо противоположное всей древнерусской житийной традиции и в целом православной литературе, что указывает на обмирщение и псевдодуховность автора текста. Особо обращает на себя внимание нарушение традиционного принципа соответствия формы и содержания, когда об обыденном говорится возвышенно, а о высоком – обыденно, что считалось совершенно недопустимым в благочестивом древнерусском обществе и тем более в письменном творчестве.

Приведя конкретные примеры из «Жития», Ольга Ивановна показала, что данный текст является свидетельством распада средневекового миросозерцания, где кощунственно совмещается священное и мирское и где библейские образы используются не как примеры для подражания, а как вспомогательные средства для самовозвеличивания. Студенты поблагодарили Ольгу Ивановну за замечательную лекцию и презентацию книги».

МДА, МРДА, Аввакум, Ольга Валентинова, Житие, словесность, высокое, Низкое, РУДН, Духовная Академия, старообрядчество, раскол
«При столкновении высокого и низкого, низкое никогда не поднимается до высокого, а высокое разрушается» Лишь заголовок ретушированной статьи сайта МПДА хранит память об оригинальном тексте заметки…

Учитывая то, что комментарии к статьям на сайте МПДА оставить невозможно, приводим в данной статье комментарии и аргументы бдительных читателей.

Ирина Будкина, Самарское староверие, http://samstar.ucoz.ru/
Совершенно безосновательно называть никонианами большинство современных новообрядцев, которые и о Никоне-то не знают, но в данном случае выступление ученой дамы — самое настоящее никонианство. Давать этому оценку с точки зрения религиозной нет нужды — это просто иная вера, не имеющая отношения к православию.

Интересен иной, эстетический аспект явления. Выступление О.И. Валентиновой показывает, что даже в эстетическом плане никонианство — совершенно чуждое русскому духу явление.

Язык протопопа Аввакума, его литературное новаторство, литературный талант с восхищением отмечали практически все русские писатели. Л.Н.Толстой, который не раз читал «Житие» Аввакума вслух семье и близким, И.С. Тургенев, который признавался, что часто перечитывает “Житие”. Почти наизусть знал “Житие” рано ушедший В.М.Гаршин.

Д.Н. Мамин-Сибиряк называл “Житие” «забытым литературным перлом», ставя его в древней русской литературе рядом лишь со «Словом о полку Игореве»: «…по языку нет равных этим двум гениальным произведениям… — писал он, — первому уже отдана приличная дань уважения, а теперь очередь за вторым…».
Ф.М. Достоевский восхищался языком Аввакума и был убежден, что никакой иностранный перевод совершенно не в состоянии передать самобытную речь «Жития».
Н.С.Лесков говорил, что учился языку у Аввакума.
А.М. Горький был убежден, что «Житие» Аввакума должен знать каждый образованный человек, и еще в 1900 году добивался включения «Жития» в программы средних учебных заведений.
А.Н.Толстой писал: «…в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные «Житие» и «Послания» бунтаря, неистового протопопа Аввакума…»

Не почувствовать этого настоящего, живого, русского в “Житии” может только эстетически и духовно омертвелый человек. Так что будем вместе с выдающимися русскими писателями восхищаться “Житием” Аввакума, а на долю высокодуховной тётеньки оставим вирши никонианина Симеона Полоцкого и прочую “омертвелую словесность”.
А студентов МДА жаль…

МДА, МРДА, Аввакум, Ольга Валентинова, Житие, словесность, высокое, Низкое, РУДН, Духовная Академия, старообрядчество, раскол
Ирине Будкиной жаль будущих новообрядческих священников и богословов…

Далее Сергий Аветян приводит цитату академика Лихачева, сравнивающую стиль написания житий того времени с Житием протопопа Аввакума: “Народные жития мало следуют житийному этикету и главное внимание обращают на чудеса, которым придают бытовой и сказочный характер. К таким житиям относится, например, «Житие Варлаама Керетского» жившего в XVI в., но почитание которого развилось в XVII-м. Святой этот «воспитание имел в Керецкой волости на море-окияне»[ 1]. О подвигах благочестия этого святого говорится довольно мало. Благочестие его мотивировано при этом не совсем обычно и, очевидно, так, как оно проявилось в действительности. Варлаам из ревности убивает свою жену. {1}Цит. по списку ГПБ. Соловецкое собр., № 182, конца XVII в., по тексту, любезно сообщенному мне Л. А. Дмитриевым. Тело ее он берет с собой в карбас и молится о прощении.

«И бе видети праведного труды единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху парусного плавания, но он плаваше против зельнаго обуревания и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше».

Сразу же совершаются первые чудеса. Он уничтожает у Святого Носа всех «червей», которые точили карбасы поморских рыбаков. После его смерти ручей, появившийся из его могилы, тушит пожар в соседней церкви. Святой является после смерти и спасает рыбаков в Белом море.

При этом, вопреки христианскому смирению, «объявляется» этим рыбакам и требует, чтобы они оповестили всех, что именно он спас их от бури.

Варлаам совершает чудеса в помощь рыбацкому труду, в помощь рыбакам «в рыбных ловитвах». Географические места чудес точно определены («у Шарапова наволока», «в Соностровах» и т. д.), описаны профессионально точно с мореходной точки зрения. При этом употребляется бытовая и мореходная терминология: «карбас», «отишье», «зыбь», «поносный (попутный) ветер», «тоня», «стоять в корме» (управлять ладьей), «пробежать остров», «путь чист», «бити дубцы» и т. д.

Несомненна близость к этого рода житиям «Жития» протопопа Аввакума: та же точность, тот же детализированный быт, повседневность, те же народного характера чудеса в помощь человеку, то же бытовое просторечие и бытовая терминология. Разве что все это у Аввакума смелее, талантливее, ярче, значительнее, да и сама жизнь освящена идейной борьбой, которой нет в народных житиях XVII в.”

Другой участник обсуждения жалеет студентов МПДА:
Жаль, что на официальном сайте Пресс-службы МДА — фотографии, показывающие потерю культуры общения. А именно: “тётя” сидит перед молодыми семинаристами, заложив ногу на ногу, без подобающего её полу и возрасту платка — простоволосая, по-русски и по-православному, в прямом и переносном смыслах слова… Да и на партах в семинарском классе небрежно накиданы стулья на столах… Дух и развязность то ли “комсомольцев 1970-ых годов”, то ли хиппи… И это по жанру и сути — беседа о духовном с будущими священниками и богословами в ведущей религиозной высшей школе нашей страны! Потеряны стать, достоинство, этикет…

RUDN-1А по сути тезисов О.И. — она сама не имеет никакого личного духовного опыта и вкуса к русской речи, бездумно приняла за норму то, что многие Жития в Древней Руси писались как кальки с греческих образцов, с нередко чуждой русскому языку пластикой и метафорами… и это был исторически оправданный этап — первоначальное ученичество. А вот протопоп Аввакум, как и безымянные авторы многих народных Житий, воистину, оживили житийный язык, приблизили Священное к реальной жизни (а О.И. коробит от этого, как от “неприличия”).

Вера тогда и умирает, когда её внедряют мёртвыми словами неискренние проповедники. Пример: погромы церквей после 1917 года самими бывшими прихожанами…Трагедия России… И наоборот — там, где Веру переживают тепло и по-домашнему, личностно и семейно — к примеру, среди староверов — там всё живое. И переживание Слова Божия и высказывания — живым и трепетным современным языком, народным и чутким, как у великого протопопа Аввакума.

О том, почему появляются такие мнения и исследования, иначе как грубым и конъюнктурным заказом которые назвать нельзя, говорится в следующей зарисовке общественного деятеля, историка и публициста 19 века Н. И. Костомарова:

«Раскольников пытались представить дремучими людьми, которые противятся всему новому. Говаривали, что «раскол есть старая Русь». Раскольник не похож на старинного русского человека. В старой Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету властвующих. Раскольник любил мыслить, спорить, раскольник не успокаивал себя мыслью, что если приказано сверху, так-то молиться, то, стало быть, так и следует. Раскольник хотел сделать собственную совесть судьёю приказания, раскольник пытался сам все проверить и исследовать».

Теперь же, если дадено понять, что только что вышедший на широкие экраны сериал «Раскол» Досталя слишком позитивно описывает борьбу православных людей за веру своих отцов, тут же начнут шуршать и учить библиотечные «филы» в нужном направлении, а всякие лихачевы им не указ:  придет время, переосмыслят и их…

Отметим, однако, что критика нашего прежнего сайта www.molodoj.ru,  судя по всему, не осталась незамеченной. Статья, красующаяся на сайте МПДУ, спустя полтора года имеет совершенно другой накал.

С целью продемонстрировать контраст услышанной будущими священниками лекции и политкорректированного отчёта о ней приводим ниже обновлённый текст с сайта МПДА: http://www.mpda.ru/news/text/787435.html.

24 февраля 2012 г.
«При столкновении высокого и низкого, низкое никогда не поднимается до высокого, а высокое разрушается»

23 февраля 2012 года в Московской духовной академии прошла презентация книги доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов Ольги Ивановны Валентиновой «”Житие протопопа Аввакума”: история русского средневекового литературного языка сквозь призму жанра жития».

В ходе презентации О.И. Валентинова поделилась со студентами причинами составления этой книги, которая заключается в крайне ограниченном знакомстве слушателей филологических отделений с работой над текстами как целостностью. В отечественной модели филологического образования только одна обязательная лингвистическая дисциплина – история русского литературного языка – возвращает студенческую аудиторию к исходной реальности филологии – тексту.
Целью исследователя было показать, как изменение миропонимания человека отражается в изменении семантической структуры слова. «Мы меняем язык, а потом язык меняет нас. Накладываемые до определенного исторического момента ограничения на способы выражения определенных смыслов (например, высоких или обыденных) будут постепенно расшатываться. Измененное сознание изменит контекст, который, в свою очередь, изменит семантическую структуру слова, слов и, наконец, языка. Новая семантическая структура языка и отразит свершившееся изменение сознания, и – одновременно – будет формировать уже это, новое, сознание», – поясняет О.И. Валентинова.

О.И. Валентинова оценивала семантическую ситуацию «Жития протопопа Аввакума» через прояснение онтологического смысла жития. В своей работе О.И. Валентинова показывает, как нехарактерное для средневекового миросозерцания совмещение высокого (священного) с обыденным ведет к изменению семантической структуры слова, к нарушению автоматизма связи знака и значения, и, в конечном счете, к десакрализации семантической структуры языка. По мнению исследователя, смыслопреобразовательные (или смыслоразрушительные – в зависимости от знака оценки) контексты, воспроизведенные в творчестве Аввакума, опередили свое время на целый век, став видимым свидетельством начавшегося обмирщения сознания.

Завершим обзор еще одним авторитетным комментарием независимого лица, коллеги по цеху, который был оставлен на сайте отзывов о преподавателях http://www.prepod.org/node/51693.

Арсений Дежуров, ведущей утреннего эфира «Радио России», к. филол. н., доцент. adezhurov@yandex.ru

Вопрос к студентам РУДН. В вашем вузе действительно не изучается закон экономии языковых средств?
Ольга Ивановна Валентинова любезно приняла обязанности рецензента утренних эфиров «Радио России». Замечаний к моей работе немного, среди них следующее: «Некоторые промахи, вроде высказывания ведущего о якобы существующем законе экономии языковых средств, можно посчитать простительными». Я не могу поверить, что О.И.Валентинова (лингвист, профессор), не держала в руках «Практическую стилистику» Д.Э. Розенталя, где русским по белому написано: «Закон экономии речевых средств обнаруживается на всех уровнях языковой системы. /…/ Экономятся усилия в сфере словоизменения, в синтаксисе, но особенно в словообразовании». Что, Ольга Ивановна, доктор филологических наук, не знает, что закон экономии языковых средств является основным законом развития языка? Это не для нее он был обоснован Шлейхером в 1894 году? Уитни в 1875? Это не для нее доказал этот закон на материале структурального анализа Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ? Поливанов? Мартине? То есть, этого закона нет? А Фердинанда де Соосюра – тоже нет? И Дельбрюка, и Пасси, и Схрейнена? То есть эти великие мужи трудились напрасно? Ольга Ивановна отменяет этот закон? Отменяет безоговорочно: «На всякий случай уточним: нет закона экономии языковых средств, а есть закон экономии энергии. Психической энергии, затрачиваемой на понимание того, о чем говорят или пишут. И этот закон экономии энергии — один из двух универсальных законов языковой эволюции. Если мы поймем смысл этих законов, то сможем и свою речь организовать в соответствии с направлением действия этих законов. И именно это поможет нам быть одновременно и точными, и выразительными». Какие «мы»? Закон экономии языковых средств изучается на филфаках в 1 семестре 1-го курса (курс «Введение в языкознание») и входит в билеты на итоговом экзамене по общей лингвистике (10 семестр 5-го курса). Как удалось Ольге Ивановне оберечь себя от начальных лингвистических знаний и стяжать при этом докторскую степень – недоумеваю. Мне не дано быть таким «точным и выразительным», как мой уважаемый критик, и это вполне соответствует моим творческим и научным задачам.

PS. Желающие ознакомиться с Житием в электронном виде на русском языке могут найти его тут: http://krotov.info/acts/17/3/1672avvk.html

Олег Хохлов

Материал по теме

Ю. Маслова: Реконструкторы древлего благочестия

basni

Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой

РПЦ МП, РПСЦ, староверы, старообрядцы, Иларион Алфеев, Иоанн Миролюбов, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, фонд Григория Богослова, Леонид Севастьянов, Владимир Саяпин, Рогожское, единоверие, старообрядные приходы, единоверцы, реконструкция, Рубцово, наонное пение, патриарх Кирил, ариане, ересь, еретики, миропомазание, чиноприем, привила, синод

Валаамское крюкоблудие: никониане реконструируют древнее пение

Унисонное пение, крюки, знаменное пение, Валаам, хоры, пение, партес, ноты, звуки, музыка, пародия, подделка

Есть два варианта: слияние и поглощение

shapka-header

Как «врачевать» раскол. Мнение РПЦ МП

d-maximov

РПЦйдерство. Православный каннибализм

Билютай, Бурятия, Бичура, старообрядцы, единоверие, РПЦ МП, семейские, рейдерство, РПСЦ, беспоповцы, безпоповцы, Улан-Удэ, Петр Шестаков, часовенные, единоверцы, Елена Туйманова, православие, миссионерство

Леонид Севастьянов: Партнеры – католики, а помогаем – старообрядцам

Леонид Севастьянов, католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

«Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ

Рувера, Русская вера, RUVERA, RUVERA.RU, Рувера.ру, Руская вера, старообрядчество, древлеправославие, РПСЦ, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, Глеб Чистяков, Иоанн Севастьянов, Максим Петухов, maksiminvest, STAROVE.RU, СТАРОВЕ.РУ, старообрядцы, сайт, конкуренция, плагиат, воровство, кража, грех, жалоба, старообрядческая церковь, Рогожское, Белорусская, Антонов, угрозы, шантаж, Якунин, Алфеев, Иларион, РПЦ МП, заговор

Папин сын

Леонид Севастьянов, АНО "Сохраним жизнь вместе", католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

Оборотни в рясах. Берегись проходимцев!

rodin-yashin-head

Никонианская ересь – храм лжи и подлога. Дело «еретика Мартина Арменина»

Поморские ответы, В. П. Козлов, «Ко уврачеванию расколом недугующих», Соборное деяние», Требник митрополита Феогноста, Петр I, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Питирим, «Слово» патриарха Софрония, ересь Мартина Арменина, еретик Мартина, митрополитом киевский Константин, Феофилакт Лопатинский, Синод, фальсификации, подлог, рукопись, старообрядцы, полемика, раскол, обман, РПЦ, фальшивка, история, Арсений Мацеевич, Болховитинов, «Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина, митрополит Филарет

СИНОД: РПЦ и РПСЦ не одним миром мазаны

Синод, РПЦ, РПСЦ, Петербург, Илларион Алфеев, комиссия, раскол, заседание, журнал, посановление, Синодальная богослужебная комиссия, врачевание последствий раскола, 1971 год, Поместный собор, единоверие, единоверцы, Филарет, патриарх Кирилл, древлеправославие, ересь, поминание родственников, упокой души, равночестность, обряды, различия, старообрядные приходы, Патриархия.ru, patriarchia.ru

ВЕДЫ. Велесова книга: читать ОПРОВЕРЖЕНИЕ учёного О.В.Творогова

Древнерусская, Русы, веды, литература, история, языкознание, Творогов Олег Викторович, Творожков, Творожников, Велес, родновер, родноверы, славяне, Бог, РОД, национаизм, Морозов, Фоменко, Носовский, Новая Хронология, неоязычник, неоязычество, язычество, обряды, правила, колдовство, Рыбаков Борис Александрович, РАН, Акажемия наук, мормоны, ересь, наука, ученые, ведическая культура, мантры, приворот, гороскоп, экстрасенс, камни, магия, оберег, знания, тайна, староверы, старообрядцы, РПЦ МП, Ложь, фальшь, фальсификация истории, Россия, Русь, Славяне, арийцы, раса, Русь, Русские, Русская Вера, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Перун, Голубиная книга

Православие и толерантность. Мнение Святых отец

Толерантность, ЛГБТ, саентологи, терпимость, грех, порок, прелюбодеяние, геи, лесбиянки, трансвеститы, общество, нравы, гомосексуализм, святые отцы, Иоанн Златоуст, Василий Великий, правила святых отец, святоотеческие правила, православие и толерантность, православие, мораль, блуд, прелюбодеяние, наказание, провокация, нравы, допустимо ли, запрет, педофилия, АПА, американская психотерапевтическая ассоциация, психотерапевт, норма, отклонение, расстройство, старообрядцы, староверы, РПСЦ, древлеправославие

Новая хронология Фоменко и Носовского: РАЗОБЛАЧЕНИЕ от РАН

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.

RAN-hromologiya-fomenko-nosovskiy-head

Герман Стерлигов, когда РПЦ впала в ересь, ересь, секта, учение, книги Германа Стерлигова, раскол, Православие, уния, униатство, латыны, свидетели Стерлигова, учебник Стерлигова, ложь, католики, католичество, история Руси от Владимира до Маномаха, перевод, РПЦ МП, провокация, святотатство, полемика, диалог, слобода Германа Стерлигова, Истра, АРТЦ, богословие, благодать, заблуждения, общество любителей древней письменности, Лицевой Летописный свод, ОЛДП, STAROVE.RU, German Sterligov, eres, lies, Старообрядческая Мысль, Памакаристос, филиокве, Аввакум, Никон, Иоанн Грозный, патриарх Иов, Папа Римский, Опровержение, отец Михаил Родин, септуагинта, масоретский текст, Ветхий Завет, Библия, перевод, раввин Акиба, пятикнижие, Моисей, Вульгата, иерей Максим Куриленко

Книжная справа XXI века: Псевдобиблейский экуменический проект от адвентистов и иже с ними

Экуменизм, Библия, Азбука Веры, Олег Стеняев, адвентисты, перевод, масоретский текст, католики, протестанты, деградация, Новый Завет, Ветхий Завет, Библейское общество, Кулаков, США, масоны, провокация, ересь, грех, справа, Никон, Священное Писание, еретики, баптисты, сектанты

Остро: Ватикан размывает христианские ценности

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналы

ПОСТХРИСТИАНСКАЯ ЭРА: экуменизма не существует!

ecumenizm-header-finО соборности в Ватикане. Католики меняют тренд

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналы

Избранные материалы:

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Отличный и подробный исторический экскурс в историю Православия на Руси от светского журнала.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

 

Читайте также

первое апреля, 1 апреля, день дурака, день дураков, история праздника, традиция, обман, рассказ, как отмечают, кто придумал, что за праздник, языческая традиция, библия, грех, насмешка, епископ Иннокентий Усов, правда о празднике, презентация, викторина, розыгрыш, пример, Римская империя, язычество, иудеи, язычники, гонения, православие, википедия, викторина, розыгрыш, 1-е апреля

1 апреля день смеха. Горькая история праздника-кощунства

Вот снова наш любимый жанр: подвох и бочка дёгтя там, где совсем не ждали. Мы ...

2 комментариев

  1. Алексей Чеботарев

    прекрасная статья, спаси Христос, Олег. Только бы покороче,усложняешь восприятие.

  2. Благодарю. Тема окатоличивания через разрушение русских корней в РПЦ весьма горькая …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *